ГКОУ РД "Нагуратлинская СОШ Гунибского района"
ШКОЛА
  • Наставник

    П Р И К А З

    От_09.02.2023 г ____                                                                      №_2_____

    О внедрении целевой модели наставничества

    На основании Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися", с целью достижения результата показателя регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» «Не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества»,

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Внедрить в ГКОУ РД «Нагуратлинская СОШ Гунибского района» целевую модель наставничества.
    2. Назначить    координатором внедрения целевой  модели наставничества  Магомедов Магомед Рамазанович зам. директора по УВР
    3. Назначить    куратором (кураторами) внедрения целевой   модели наставничества  Кадиева Патимат Исаевна директора по ВР .

    1. Утвердить:
      1. «дорожную карту» реализации целевой модели наставничества в ГКОУ РД «Нагуратлинская СОШ Гунибского района»  на 2023 год, 2023 – 2024 учебный год (Приложение1);
      2. Положение о наставничестве в ГКОУ РД «Нагуратлинская СОШ Гунибского района» на 2023- 2025 гг. (Приложение2);
      3. Программу целевой модели наставничества в ГКОУ РД «Нагуратлинская СОШ Гунибского района» _ (Приложение3).
    2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Магомедова М. Р . зам. директора по УВР

    Директор школы                                                            И.И. Алимагомедов                                      

    1. Общие положения
      1. Настоящее Положение о наставничестве в ГКОУ РД «Нагуратлинская СОШ Гунибского района» ___________ (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества      обучающихся      для   организаций,    осуществляющих                                                                  деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
      2. Целевая модель наставничества _ ГКОУ РД «Нагуратлинская СОШ Гунибского района» __________ (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)"  и  "Успех  каждого  ребенка" национального проекта"Образование".
      3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.

    1. Основные понятия итермины

      1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии ипартнерстве.
      2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
      3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемогов конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
      4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
      5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
      6. Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.
      7. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
      8. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества вшколе.
      9. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихсяипедагогов,инициируетиразвиваетэндаумент,организуетстажировкиит.д.).

    1. Цели и задачи наставничества

      1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личностинаставляемого,необходимоедляуспешнойличнойипрофессиональнойсамореализации в современных   условиях   неопределенности,   а   также   создание   условий   для   формирования эффективной   системы   поддержки,   самоопределения   и   профессиональной   ориентации   всех обучающихся,   педагогических   работников   (далее   -   педагоги)   разных   уровней   образования   и молодых специалистов __________.

    3.2Основными задачами школьного наставничестваявляются:

    • разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
    • разработка и реализация программ наставничества;
    • реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
    • инфраструктурное    и          материально-техническое   обеспечение  реализации программ наставничества;
    • осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
    • проведение    внутреннего  мониторинга реализации    и          эффективности программ наставничества вшколе;
    • формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
    • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

    1. Организационные основы наставничества
      1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
      2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе.
      3. Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.
      4. Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
      5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
      6. Наставляемым могут быть обучающиеся:
    • проявившие выдающиеся способности;
    • демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
    • с ограниченными возможностями здоровья;
    • попавшие в трудную жизненную ситуацию;
    • имеющие проблемы споведением;
    • не принимающие участие в жизни школы, отстраненных отколлектива.
      1. Наставляемыми могут быть педагоги:
    • Молодые специалисты;
    • находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
    • находящиеся в процессе адаптации на новом местеработы;
    • желающие      овладеть    современными   программами,   цифровыми   навыками,   ИКТ компетенциями ит.д.
      1. Наставниками могут быть:
    • обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
    • педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
    • родители обучающихся – активные участники родительских советов;
    • выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
    • сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
    • успешные      предприниматели   или     общественные    деятели,     которые    чувствуют потребность передать свой опыт;
    • ветераны педагогического труда.
      1. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от  потребностей  школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и  их родителей (законных представителей).
      2. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии.
      3. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
      4. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества.
      5. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы.
      6. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.

    1. Реализация целевой модели наставничества.
      1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы наставничества. (Например, «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель– ученик» и тд)
      2. Представление программ наставничества по формам на________ (Например, ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете).
      3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник -наставляемый:
    • Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
    • Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
    • Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
    • Регулярные встречи наставника и наставляемого.
    • Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
      1. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
      2. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи –планировании.

    1. Мониторинг и оценка результатов реализации программынаставничества.

    6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

    6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

    • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
    • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
      1. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
      2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный иитоговый.
      3. В ходе проведения мониторинга не выставляютсяотметки.

    1. Обязанности наставника:
    • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава ___________, определяющих права и обязанности.
    • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
    • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
    • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
    • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
    • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
    • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
    • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
    • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
    • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.

    1. Права наставника:
    • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
    • Защищать профессиональную честь и достоинство.
    • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
    • Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
    • Получать психологическое сопровождение.
    • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

    1. Обязанности наставляемого:
    • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ «СОШ № 7», определяющих права иобязанности.
    • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
    • Выполнять этапы реализации программы наставничества.

    1. Права наставляемого:
    • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
    • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
    • Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
    • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
    • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

    1. Механизмы мотивации и поощрения наставников.

    • Мероприятия по популяризации роли наставника.
    • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
    • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
    • Проведение        конкурсов профессионального      мастерства     "Наставник года",«Лучшая пара», "Наставник+".
    • Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
    • Создание насайте методической копилки с программами наставничества.
    • Доска почета «Лучшие наставники».
    • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
    • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
    • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся        развития        школы.

    1. Документы, регламентирующие наставничество
    • К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
    • Положение о наставничестве в ____________
    • Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
    • Целевая модель наставничества в __________.
    • Дорожная карта внедрения системы наставничества в ___________.
    • Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели наставничества_______.
    • Приказ      об    организации    «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучениянаставников.
    • Приказ «Об утверждении наставников и наставническихпар/групп».
    • Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie